Вклад жителей Приморского района в осуществление проводки и спасения союзных конвоев, обеспечение страны поставками оружия, продовольствием, техникой стран-союзников во время Великой Отечественной войны является, несомненно, значительным и разноплановым. В Музее народных промыслов и ремёсел Приморья в данном направлении осуществляется научно-исследовательская и экспозиционно –выставочная работа, также нашедшая отражение в выставке «Уроки Памяти. 70 лет Победы», начавшей работу в мае 2015 г.
Одно из центральных мест здесь занимает подвиг военных лоцманов Пустоши. Известным на всю страну пустошинским лоцманам Урпиным, Хабаровым, Котцовым, Пустошным и другим уроженцам Лоцманского стана в военное время пригодились полученные от дедов и отцов морские навыки и богатый опыт проводки судов в акватории Северной Двины.
Иван Фёдорович Котцов в годы войны возглавил ледовую службу Беломорской военной флотилии. При его непосредственном участии сквозь льды в порты Белого моря были проведены десятки транспортов, доставлявших военные грузы для фронта.
В сентябре 1941 г. Борису Петровичу Пустошному поручили задание государственной важности: было необходимо провести в устье реки Маймаксы тяжёлый английский крейсер «Лондон», на борту которого находились уполномоченный английского правительства и личный представитель президента Ф. Рузвельта.
В 1942 году Петра Ивановича Котцова назначили капитаном г/c «Мурманец», который работал в водах Северного Ледовитого океана как ледовый и оперативный разведчик. 7 февраля 1942 г. он вышел на разведку в Арктику. Именно в это время переживал трагедию союзный караван PQ – 17. Большая часть спасённых с потопленных противником транспортных судов была подобрана именно экипажем «Мурманца».
Ледокол «Ленин», капитаном которого с 1943 г. был Ф.М. Пустошный, работал в Белом море и участвовал в проводке судов на Бакарицу и Экономию. Он сыграл важную роль в осуществлении круглогодичной навигации в Архангельском порту.
В числе пустошинских лоцманов и моряков, принявших участие в проводке и спасении союзных конвоев, также были И.М. Урпин, И.П. Хабаров, Т.А. Дерягин, М.С. Хабаров, Я.С. Хабаров, Я.С. Сергеев и др.
Для проводки союзных конвоев было необходимо обезопасить от вражеских мин фарватер. Наряду с другими торговыми и промысловыми судами быстро под военные цели были переоборудованы 12 тральщиков Архангельского тралового флота, а их экипажи стали военными моряками (они занимались тралением мин, которыми была наводнена акватория Белого моря). Немало уроженцев Приморского района, ветеранов Великой Отечественной войны, в разное время работали в АТФ, среди них А.Д. Антуфьев, И.А. Антуфьев, Г.И. Еремеев, П. М. Селезнёв, Д.П. Кривоногов, А.К. Куроптев, В.И. Скоморохов, К.А. Корконосов, Е.П. Цыварев, П.И. Лупачев, П.М. Стирманов, П.В. Пустошный, С.М. Еремеев, Н.З. Веселков, П.А. Пустошный, Г.Н. Каргополов, К.А. Бурков.
Также важно отметить, что в годы Великой Отечественной войны на Лайском судоремонтном заводепроходили ремонт эсминец «Громкий», ледоколы «А. Сибиряков», «Г. Седов». В условиях дефицита квалифицированных рабочих предприятие принимало участие в ремонте судов, получивших повреждение в боях: были отремонтированы «Вологда», «Диксон», «Онега».
В годы Великой Отечественной войны в Лахте (Катунино) функционировал гидроаэродром. Значимость авиации для боевых и спасательных операций Северного флота выражалась в том, что, например, самолёты-амфибии «Каталина», поставлявшиеся по ленд-лизу, были способны сопровождать северные конвои, идущие со стратегически важным грузом в порты Мурманска и Архангельска, высаживать десант, участвовать в спасении экипажей с тонущих кораблей и подбитых самолётов, а отечественные самолёты МБР ко времени начала войны устарели и заменить их было нечем. «Каталина» же, обладающая прекрасными аэродинамическими и мореходными качествами, была оснащена новейшими средствами связи и навигации. 1 апреля 1944 года Командование ВМФ принимает решение о доставки в Советский Союз американских самолётов «Каталина». Операция по перегону этих самолётов в СССР получила кодовое название «Зебра».
Авиаторы стран-союзников – пилоты «Каталин» с уважением отзывались о своих боевых коллегах из лахтинского гарнизона. П.А. Панков, Н.Ф. Пискарёв, С.В. Валландер, А.Н. Попков, А.В. Жатьков, В.Н.Васильев, Н.П. Романов, Е.К. Чичкан, А.М. Скворцов, И.Ф. Мосципан, И.Н. Сальников, Н.И. Антонов и др. действительно заслуживали самых высоких оценок. Всё это сыграло определённую роль при решении вопроса о формировании группы специального назначения по перегону самолётов «Каталина» в СССР, в которую вошли авиаторы — лахтяне. За перегон самолётов из США многие из них удостоены орденов и медалей.
Также важно отметить, что на базе Кегостровского аэропорта 25 июня 1941 г. был создан особый авиаотряд Гражданского воздушного флота СССР (ГВФ), а с ноября 1942 г. он стал называться 5-й отдельный авиаполк ГВФ. Полк совершил около шестидесяти тысяч боевых вылетов, защищал г. Архангельск, порт, конвои союзников от налётов фашистской авиации. Здесь же происходила сборка доставленных союзными конвоями самолётов «Харрикейн». В ходе экскурсионной программы освещается и роль аэродрома на о. Ягодник.
Информация, представленная здесь, нашла своё отражение в стендовом материале экспозиции «Уроки Памяти. 70 лет Победы», а также была подкреплена соответствующими экспонатами, в числе которых есть трубка и часы военного лоцмана, элементы вооружения самолёта «Каталина», ряд предметов, поставлявшихся по ленд-лизу. Сотрудники музея выезжают в населённые пункты Приморского района с виртуальной экскурсией «Великие маршруты. Героические люди», посвящённой подвигу авиаторов-лахтян.
На фотографии – гидрографическое судно «Мурманец» (капитан П.И. Котцов).