Про войну вспоминать не любил

Опубликовано: «У Белого моря», № 8 (8289) от 28 февраля 2019 года, C. 9

Участник Великой Отечественной Александр Курочкин был человеком долга и чести

В каждой семье есть свой герой, пример для многих поколений потомков. Таким стал и Александр Федорович. О нем рассказал внук Олег Горшков, директор Музея народных промыслов и ремесел Приморья.

Призвание знал с детства

– Сегодня краеведение становится популярным, и это хорошо. Я беседовал с исследователями из других регионов и был крайне удивлен тем, что краеведческий бум отмечается только здесь, на Севере, – начал рассказ Олег Евгеньевич. – Как правило, зрелый человек начинает заниматься генеалогией своей семьи. Меня приглашают и на детские научные конференции. Историческая новизна возможна и в работе ребенка. Если, например, школьник пишет о своем дедушке, это может быть неизвестный никому материал, обладающий историко-культурной ценностью. На таких конференциях я призываю к новизне. Не стоит реферировать общие темы, лучше заниматься локальной историей, переживающей сейчас период своего расцвета. Мне довелось заниматься историей района, биографией персоналий, но я не касался истории своей семьи. Не потому, что ее не знал, просто это что-то очень личное. Но сейчас, когда мы создаем Приморский филиал Российского военно-исторического общества, наверно, молчать об этом нельзя. И еще одна предпосылка. Мой дед известен не только отвагой, проявленной на войне, как и многие его сослуживцы, но еще и доблестным трудом. Биографией Александра Федоровича Курочкина интересовались создатели одного из важных энциклопедических изданий, так как его жизнь – часть истории нашего города.

– Олег Евгеньевич, где родился ваш дедушка?

– В деревне Шишилка Первомайского района Ярославской области в 1918 году.

– Что привело его в Архангельск?

– Он приехал сюда уже юношей. Быстро понял свое призвание. Тогда в Архангельске жил его дядя, который и пригласил племянника к себе. Вскоре Александр Федорович стал учеником повара. В 1939 году он женился. Мою бабушку звали Лида.

– Это было уже предвоенное время.

– В 1939-м деда призвали в армию, он стал курсантом на Черноморском флоте, служил в Севастополе. В то время у Курочкиных родилась старшая дочь. Теперь это поколение называют детьми войны. Они пережили голод, ели тюлений жир.

На защите Отечества

– И вот началась Великая Отечественная.

– Что касается краснофлотской книжки деда, то в ней указано, что он был гвардии старшим сержантом, авиамехаником. Сначала курсант, затем моторист и уж потом авиамеханик. Он не только обслуживал самолеты, но и участвовал в полетах. Впоследствии, изредка вспоминая войну, рассказывал, как гремели взрывы, гибли люди… Многие ветераны, в том числе и мой дед, о войне молчали. Тяжелы были те воспоминания.

– Расскажите о наградах Александра Федоровича.

– Во время войны он тоже оставался тружеником. У деда две медали «За боевые заслуги», есть «За оборону Кавказа». Грамоты. Одна из них от десятого мая 1944 года. Такие давали многим в полку. О дедушке писали в газетах. В нашем семейном архиве сохранился материал об авиамеханике Курочкине. В нем говорится, что десятого мая 1944 года за отличные боевые действия в боях за освобождение Севастополя Александру Федоровичу и его полку, 13-му гвардейскому, минно-торпедному, авиационному, Краснознаменному, Константскому ВВС Черноморского флота, вручили грамоту. Вторую грамоту чуть ранее дед получил в том же 1944-м за отличные боевые действия в боях за овладение городом-портом Констанца, в честь чего и был назван полк.

Медаль «За оборону Кавказа» получил шестого января 1945 года.

Что касается одной из медалей «За боевые заслуги», то в приказе №6-Е, подписанном в городе Саки 13 августа 1945 года, говорится о награждении ею деда: «Гвардии старшего сержанта Курочкина Александра Федоровича, механика второй эскадрильи, за образцовое обеспечение 780 боевых самолето-вылетов и нанесении бомбо-ударов по боевой силе и технике противника в установленные командованием сроки в трудных условиях с передовых аэродромов фронта…». Аэродромы – Тобечик, Геленджик, Анапа.

Отмечу, что механики, мотористы обслуживали лэнд-лизовские самолеты «Бостон», называемые в просторечье жучками, и наши МБР.

Хочу еще рассказать об одной заметке в газете – «Моторист Александр Курочкин». В ней говорится: «Александр Курочкин – молодой авиационный специалист, но он отлично справляется со своими обязанностями. С первого взгляда он кажется даже малозаметным в нашей боевой жизни. В сложных механизмах мотора нет для него тайн. Мотор Курочкин знает даже больше, чем самого себя, он страстно любит свою машину. Самолет товарища Курочкина сделал 300 боевых вылетов. Он работает так, как этого требуют условия войны. Он не жалеет своих молодых сил. Все свои знания Курочкин отдает на то, чтобы ускорить разгром гитлеровских разбойников. В боевой обстановке товарищ Курочкин бесстрашно и самоотверженно выполняет свои обязанности. Он неоднократно находился под бомбежкой вражеских самолетов и никогда не оставлял боевого поста».

Я узнал, что полк, в составе которого воевал дед, закончил войну в Болгарии. Им командовал Герой Советского Союза подполковник Николай Алексеевич Мусатов. В нашем архиве есть грамоты дедушки, подписанные им. Александр Федорович демобилизовался в августе 1946-го.

К вершинам мастерства

– Как сложилась его дальнейшая жизнь?

– Он вернулся домой, в Архангельск. Его маленькая дочь увидела, наконец, папу. Дедушка очень любил жизнь, людей. Когда я анализирую его биографию, то прихожу к выводу о том, что он всегда стремился построить радостную жизнь, красивую, в хорошем смысле этого слова. Курочкины воспитали двух сыновей и двух дочерей. У них была крепкая советская трудовая семья.

В 1951-м дед стал отличником социалистического соревнования Министерства торговли. В 1956-м Александр Федорович – мастер-повар. В 1957-м являлся депутатом Октябрьского районного Совета. В 1962-м награжден орденом Ленина за трудовые успехи. Ленинградское телевидение сняло о нем документальный фильм. Несколько дней спустя после награждения он получил письмо от пенсионера Ивана Петрова, который пожелал ему «дальнейшей плодотворной работы по взращиванию ростков коммунизма… раскрепощению женщин от оков персональных кухонь».

В 1965-м Александр Курочкин – отличник советской торговли. Дедушка являлся ударником коммунистического труда. Среди его наград и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», которую он получил уже после войны.

Александр Федорович был известным в городе человеком: мастер-поваром, то есть, шеф-поваром, заведующим производством в ресторане «Полярный». Вел в одной из областных газет рубрику «В гостях у Курочкина». Раскрывал секреты кулинарного мастерства. Так, например, в одном из материалов поведал читателям секрет грибного соуса. Про деда печатали материалы и в журнале «Общественное питание». Так, в 1971-м в одном из них говорилось об увлеченности Александра Федоровича своей профессией, премудрости которой он передает ученикам, их к тому времени у него насчитывалось около ста. Попасть в их ряды считалось почетным делом.

В 60–70 годы ресторан «Полярный» ассоциировался у многих именно с Курочкиным. Когда стало известно, что в Архангельск приезжает глава советского государства Никита Хрущев, обед для высокого гостя готовили Александр Курочкин и один из его лучших учеников Сергей Коптяев. Хотели приготовить уху из стерляди, но не было рыбы соответствующего размера. Впрочем, замену этому блюду нашли. Обед состоялся на теплоходе. Эту информацию мне удалось найти в письме Коптяева. Думаю, дед из скромности никогда об этом не говорил. Кстати, ученица Коптяева готовила обед для Бориса Ельцина.

Повара гордились тем, что проходили производственную практику у самого Курочкина.

Когда современные кулинары организовывали ретро-вечер в 2009 году, они ссылались на то, что блюда будут приготовлены по рецептам знаменитого повара Курочкина, были даже котлеты «от Курочкина». Одна из владелиц сети ресторанов вспоминала, что начинала трудовую деятельность у самого Александра Федоровича. Он стал точкой отсчета кулинарного искусства в нашем городе. Быть учеником Курочкина много значило. Думаю, поэтому информацию о нем и хотели включить в энциклопедическое издание.

Он оставался опорой семьи

– Олег Евгеньевич, каким ваш дед был в жизни?

– Дедушка всегда оставался человеком очень скромным и в автобиографии указывал только сухие факты, даты. Многие представители его поколения были такими.

Это образцовый семьянин. Уделял время детям, был хорошим отцом, добрым, отзывчивым человеком. Учил дочерей готовить, красиво сервировать стол. В семье вспоминаются поездки за город на катере, чаще всего в село Красное: ходили в лес за грибами, рыбачили, варили уху.

Дед всегда оставался опорой семьи. Нередко собирались все вместе, во главе стола – всегда дедушка. Бабушка тоже хорошо готовила салаты, мясные блюда, выпечку по его рецептам. Дома Александр Федорович любил заниматься сервировкой стола.

– Кто-то из детей пошел по стопам отца?

– Что касается профессий, то у нас есть работники посольства, сферы культуры, инженеры, педагоги – слой советской интеллигенции, показанный в фильмах 70-х годов. По стопам деда пошел мой двоюродный брат.

– Кулинарные рецепты Александра Федоровича дома сохранились?

– Да. Мама позаботилась. В семье по его рецептам готовят салат «Столичный» и котлеты «Полярные». Считается, что именно дед популяризировал в Архангельске котлеты «по-киевски» и торт «Прага», ставшие своеобразной визитной карточкой ресторана «Полярный».

Беседовала Ольга БОНДАРЕНКО, фото автора